Крылья границы

Вернуться на страницу : Авиатехника

Ил-14

Пассажирский самолет Ил-14 был разработан на базе самолета Ил-12 под руководством С.В. Ильюшина (ОКБ-240). Основная задача, которая ставилась перед будущим самолетом, это возможность взлета при отказавшем одном двигателе. Такая задача впервые ставилась перед коллективом конструкторов. Первый прототип Ил-14 был построен с крылом и вертикальным оперением Ил-12 для отработки двигателей АШ-82Т.

Фото 1 - Ил-14, Перед взлетом

Кроме мероприятий, обеспечивающих продолженный взлет с одним отказавшим двигателем, большое внимание уделялось повышению безопасности полета и посадки нового самолета в сложных метеорологических условиях, в частности усовершенствованию противообледенительной системы и установке нового пилотажно-Навигационного и радиосвязного оборудования.

Фото 2 - Ил-14, Взлет!

Кабина экипажа самолета просторная и светлая. Передние и боковые стекла выше, чем у Ил-12, поэтому обзор из кабины вперед и в стороны улучшился.

Фото 3 - Ил-14, В кабине самолета

Благодаря отличной путевой устойчивости и хорошо подобранной аэродинамической компенсации руля направления самолет мог выполнять координированные развороты с креном до 30 градусов только с помощью элеронов при снятых с педалей ногах летчика. Руль направления в этом случае сам отклонялся на необходимую величину.

Фото 4 - Ил-14, После посадки

13 июля 1950 года он впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель В. К. Коккинаки). Через 2 месяца была завершена постройка прототипа, получившего обозначение Ил-14П, с новым крылом, увеличенным килем и новой воздушно-тепловой противооблединительной системой.

Фото 5 - Ил-14, На дальней стоянке

Опасную работу по исследованию взлета с одним работающим двигателем и управляемости самолета Ил-14П на критических режимах провел летчик-испытатель В. К. Коккинаки. Комплексные испытания такого рода проводились впервые в СССР и, начиная с Ил-14П, они стали обязательной составной частью программ летных испытаний всех без исключения советских многодвигательных пассажирских самолетов. Результаты этих испытаний подтвердили эффективность всех основных проектно-конструкторских решений, заложенных в Ил-14П.

Фото 6 - Ил-14, На отдыхе

В конце 1951 года Ил-14П был предъявлен на государственные испытания. После их успешного завершения в августе 1952 года начались эксплуатационные испытания на различных воздушных линиях. Весной 1953 года началось серийное производство самолета. В 1954 году первые серийные самолёты прошли дополнительные эксплуатационные испытания в различных климатических зонах и условиях высокогорья. 30 ноября 1954 года начались регулярные пассажирские перевозки.

Фото 7 - Ил-14, На стоянке

В середине 50-х годов Ил-14 стал основным магистральным самолётом "Аэрофлота" и эксплуатировался на весьма протяжённых маршрутах. В первые годы эксплуатации он использовался для ответственных правительственных полётов. В 1955 году во время правительственных визитов в Индию, Бирму и Афганистан 10 самолётов налетали в общей сложности 22500 км, при этом материальная часть работала безотказно.

Фото 8 - Ил-14, На полевом аэродроме

С начала 60-х годов, когда на трассы вышли турбовинтовой Ил-18 и реактивный Ту-104, самолёты семейства Ил-14 стали постепенно вытесняться на местные авиалинии. Самолёты Ил-14ФК и Ил-14ФКМ в конце 50-х годов провели аэрофотосъёмку районов Сибири, Дальнего Востока и целинных земель в Казахстане. Транспортно-десантные Ил-14Д и транспортные Ил-14Т применялись в советских ВВС. С начала 60-х годов самолёты Ил-14П и Ил-14М в арктическом исполнении стали широко применяться при освоении Арктики и Антарктики. В конце 70-х годов они участвовали в обеспечении рейса атомного ледокола "Арктика" и лыжного похода Д. Шпаро к Северному полюсу. В ВВС эксплуатация транспортных модификаций продолжалась до середины 80-х годов. Дольше всего Ил-14 эксплуатировался в Полярной авиации - до 90-х годов. Отдельные экземпляры продолжают летать до сих пор.

Фото 9 - Ил-14, На Стоянке

Серийное производство продолжалось до 1 января 1958 года, после чего по лицензии выпускался и за рубежом, в Чехословакии выпущено 200 машин под названием «АВИА А-14», в ГДР — 80 самолетов «ЕВ ИЛ-14».

Фото 10 - Ил-14, После дождя

Приобретали его для своих воздушных линий Польша («ЛОТ»), Чехословакия («ЧСА»), ГДР («Интерфлюг»), Румыния («Таром»), Болгария («ТАБСО»), Венгрия («Малев»).

Модификации самолёта:

  • Ил-14 - прототип. Отличался крылом и опереним по типу Ил-12.
  • Ил-14Д - десантный. Отличался увеличенной дверью и скамьями вдоль бортов.
  • Ил-14М - модернизированный. Отличался удлинённым на 1 м фюзеляжем. Разработан в 1955 году.
  • Ил-14П - первый серийный вариант. Выпускался в 1953-1957 годах.
  • Ил-14ПС - полусалон.
  • Ил-14С, Ил-14СИ, Ил-14СО - салон.
  • Ил-14Т - транспортный на базе Ил-14П. Отличался двухстворчатой грузовой дверью на левом борту и отсутствием пассажирских сидений
  • Ил-14ФК - самолёт для аэрофотосъёмки на базе Ил-14П. Отличался наличием специального пилотажно-навигационного оборудования, 3 фотоаппаратов, монорельсом на потолке для подъёма фотоаппаратов, дополнительных топливных баков.
  • Ил-14ФКМ - самолёт для аэрофотосъёмки на базе Ил-14М.
  • AVIA-14 - чешский вариант Ил-14П.

Вернуться на страницу : Авиатехника

Просмотров: 385;

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика