Крылья границы

Вернуться на страницу : Авиатехника

Як-40

Як - 40


Як-40. Взлет.

Фото 1 - Як-40. Взлет.

В конце 50-х годов возникла необходимость создания самолета, который мог бы заменить поршневые самолеты, работающие на местных авиалиниях ИЛ-12 и "ИЛ-14. В 1960 году вышло постановление Совета Министров СССР о создании первого реактивного самолета.

Як-40. Красота полета.

Фото 2 - Як-40. Красота полета.

Разработку проекта вело ОКБ имени Яковлева. Проект получил название Як-40. На разработку проекта и создание первого экземпляра было потрачено всего один год. 21 октября 1966 года летчик-испытатель Колосов Арсений впервые поднял самолет в воздух.

Як-40. Кабина экипажа.

Фото 3 - Як-40. Кабина экипажа.

За время эксплуатации самолет показал высокую надежность и безопасность в эксплуатации на местных воздушных линиях (протяженность до 1500 км.). Вместимость – 27-32 пассажира. Крейсерская скорость истинная - 510 км/ч. Основная идея, заложенная в конструкцию машины - простота. Крыло имеет большую площадь - 70 м2. Что позволило отказаться от сложных многощелевых предкрылков и закрылков. В то же время сочетание такого крыла с тремя реактивными двигателями АИ-25 (тяга каждого - полторы тонны) и обеспечивает высокие взлетно-посадочные характеристики. Средний двигатель, размещается в фюзеляже, имеет реверс тяги - специальное устройство, изменяющее при торможении самолета направление струи выхлопных газов. Поэтому пробег машины при посадке - всего лишь 400 м. Причем реверсивные щитки - принадлежность самолета, а не двигателя. Это очень важно для унификации всех двигателей и упрощения замены среднего двигателя, если возникнет необходимость его отремонтировать.

Як-40. Салон самолета.

Фото 4 - Як-40. Салон самолета.

Як-40 может взлетать при отказе одного из двигателей, а горизонтальный полет осуществлять на одном двигателе. В конструкцию самолета и шасси был заложен избыточный запас прочности, что позволяет осуществлять посадку и взлет с грунтовых аэродромов. За самолетом закрепились два прозвища: «железный окурок» – за малый размер и обильное дымление двигателей, и «истребитель керосина» - за расход горючего.

Як-40. Заход на посадку.

Фото 5 - Як-40. Заход на посадку.

Экипаж самолета включает в себя командира и второго пилота. Третье сидение, при необходимости, может быть установлено для бортового техника. Стекла кабины имеют электрический обогрев. Оснащение самолета это современным радиоэлектронным, навигационным и пилотажным оборудованием, которое позволяет осуществлять полет днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В состав оборудования входят - автопилот АП-40, курсовая система ГМК-1Г, авиагоризонт АГБ-3К, магнитный компас КИ-13, два автоматических радиокомпаса АРК-9, курсоглиссадная система посадки СП-50, радиовысотомер малых высот РВ-ЗМ. Радиосвязное оборудование включает командные радиостанции "Перо-11" (Р-860-11) или радиостанции "Ландыш-5" и "Балкан-5".

Як-40. Посадка.

Фото 6 - Як-40. Посадка.

Эффективная воздушно-тепловая противообледенительной система добавляет плюсов самолету. Радиометеолокатор «Гроза» помогает обнаружить грозовые фронты по пути полета. Ресурс самолета около 30 000 часов, а срок службы - более 25 лет.

Прекрасная статья о Як-40 размещена на нашем сайте - "Посадка в слепую"

Як-40. На рулежке.

Фото 7 - Як-40. На рулежке.

С 1970 года началась поставка Як-40 на экспорт. В течении 10 лет 125 самолетов было поставлено в страны Европы, Азии и Республику Куба. Экспортные самолеты имели ряд отличий от серийных по составу пилотажно-навигационного и бытового оборудования.

Як-40. Ночной аэродром.

Фото 8 - Як-40. Ночной аэродром.

Як-40 является первым советским самолетом, который продавался в капиталистические страны, которые имели свою собственную развитую авиационную промышленность. Первый свой сертификат соответствия самолет получил в марте 1972 года. Машина получила сертификат летной годности в Италии, а через полтора месяца - в ФРГ. И по сегодняшний день авиакомпании 16 государств мира эксплуатируют Як-40.

Летно-технические характеристики

Модификация   Як-40
Размах крыла, м   25.00
Длина самолета,м   20.36
Высота самолета,м   6.50
Площадь крыла,м2   70.00
Масса, кг  
  пустого самолета   9400
  нормальная взлетная   16100
Внутреннее топливо, кг   3000
Тип двигателя   3 ТРДД Прогресс (Ивченко) АИ-25
Тяга, кН   3 х 14.71
Максимальная скорость, км/ч   600
Крейсерская скорость, км/ч   475-510
Практическая дальность, км   2000
Дальность при полной загрузке, км   800
Практический потолок, м   12300
Экипаж, чел   2-3
Полезная нагрузка:   32 пассажира или 2720 кг груза


Вернуться на страницу : Авиатехника

Просмотров: 104;

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика