Крылья границы

Вернуться на страницу : Авиатехника

Ан-72

Конструкторы создавали самолет, сочетающий достаточно высокие летные качества с небольшой посадочной скоростью.

Ан-72. На взлетной полосе.

Фото 1 - Ан-72. На взлетной полосе.

Исследования по самолету короткого взлета и посадки (КСПВ) началось в ОКБ по инициативе Антонова Олега Константиновича в Киеве в 1972. Олег Константинович предложил нетрадиционный метод повышения подъемной силы. Установив двигатель над крылом так, что могучий поток газов, с большой скоростью вытекающий из сопла, пройдет над крылом, создаст дополнительную подъемную силу. Этот эффект был открыт в 1932 году и запатентован Французским ученым, румыном по происхождению Коандом (эффекте Коанда). На время разработки самолету был присвоен шифр «самолет 200».

Ан-72. На стоянке.

Фото 2 - Ан-72. На стоянке.

Технические требования к новому фронтового транспортного самолету класса Ан-26 включали в себя: грузоподъемность до 5 тонн, характеристики КВП и возможность воздушного десантирования. Самолет должен был иметь небольшие размеры, высокие скороподъемность и прочность для обеспечения взлета-посадки на слабоподготовленных площадках.

Ан-72. Кабина экипажа.

Фото 3 - Ан-72. Кабина экипажа.

Ведущим конструктором по самолету назначили Я.Г.Орлова. Уверенность в перспективности выбранной схемы была столь сильна, что альтернативные компоновочные варианты практически не рассматривались. Прирост подъемной силы был довольно значительным и на некоторых режимах достигал 20%. Особенно эффективным обдув крыла становился при выпущенной механизации -"прилипание" струи обеспечивало безотрывное обтекание и значительное повышение качества на взлете и посадке. Для увеличения обдуваемой поверхности двигатели были вынесены перед центропланом, а их гондолам сзади придана форма, "размазывающая" выхлопную струю по крылу.

Ан-72. Взлет.

Фото 4 - Ан-72. Взлет.

Проектирование "самолета 200" шло очень быстро. Изготовленные опытные образцы, получившие фирменное обозначение Ан-72. Опытная серия насчитывала семь самолетов. По установленной практике, первая и вторая машины предназначались для статических испытаний, необходимых для заключения о прочности и ресурсе, а остальные - для летно-доводочных испытаний, ведущим инженером по которым был назначен А.Романюк. Первый полет Ан-72 (СССР -19774, серийный номер 0331). состоялся августа 1977 г. Это произошло день в день через 30 лет после того, как в воздух поднялся первенец ОКБ - знаменитый Ан-2. Пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель, шеф-пилот ОКБ В.И.Терский, бортинженером был А.Л.Круц. Оценка новой машины экипажем была однозначной: "Летать на таком самолете - одно удовольствие".

Ан-72. На рулежке.

Фото 5 - Ан-72. На рулежке.

Шасси убирающиеся с управляемой передней стойкой и четырьмя мощными основными стойками с независимой рычажной подвеской колес. Прочность и энергопоглощение амортизаторов рассчитывались на преодоление "стандартной кочки" (термин, характеризующий возможности взлета и посадки самолета по условиям аэродрома) высотой до 35 см. Для повышения безопасности основные стойки не имели замков убранного положения, которые могли бы забиться грязью на взлете и не открыться. Убранные стойки лежали на створках ниш шасси и при их открытии свободно опускались. При отказе гидросистемы шасси выпускалось механически, а при отказе одной из основных стоек самолет мог приземлиться на трех оставшихся.

Ан-72. Взлет.

Фото 6 - Ан-72. Взлет.

Особенно высоко испытатели отозвались о простоте пилотирования и легкости управления Ан-72. Особо отмечены были в отчете продуманная эргономика кабины, современное оборудование, невысокий уровень шума в полете. Но главными, естественно, были отличные характеристики Ан-72. Самолет полностью отвечал требованиям КВП: при нормальной взлетной массе и нагрузке до 3500 кг он отрывался от земли на скорости 185 км/ч, а для разбега хватало 420-450 м. Заходя на посадку, машина снижалась по крутой траектории, сохраняя устойчивость и управляемость на скоростях до 165 км/ч. В демонстрационных полетах Ан-72 садился на грунтовые площадки размером не более 1000 м, затрачивая на пробег не более 350 м, и выполнял взлет при одном работающем двигателе. В перегрузочном варианте он мог поднять до 7500кг груза.

Ан-72. По прилету.

Фото 7 - Ан-72. По прилету.

В 1979 г. Ан-72 был впервые представлен на аэросалоне в Ле-Бурже, где привлек большое внимание нетрадиционностью решения и высокими характеристиками.
В 1983г. в Харькове был начат серийный выпуск самолета Ан-72 .

Ан-72. По прилету.

Фото 8 - Ан-72.

В ноябре 1983г. летчиками-испытателями М.Поповым и С.Максимовым на Ан-72 были установлены мировые рекорды максимальной высоты полета 13410 м и высоты горизонтального полета 12980 м для самолетов этого класса. В 1985 г. летчик-испытатель С.Горбин на Ан-72 развил скорость 681,8 км/ч на замкнутом 2000-км маршруте.

Ан-72. Взлет.

Фото 9 - Ан-72. Взлет.

На основе базовой конструкции Ан-72, обладавшей значительными резервами, планировалось создание целого семейства самолетов различного назначения: поисково-спасательного Ан-72ПС для работ на море, базового противолодочного с выпускаемым на тросе магнитометром, пожарного и даже гидросамолета с фюзеляжем-лодкой с боковой загрузочной дверью и подкрыльевыми поплавками.

Ан-72. Горизонтальный полет.

Фото 19 - Ан-72. Горизонтальный полет.

Для базирования на палубах авианосцев предназначались корабельные варианты: транспортный и радиолокационного дозора, отличавшиеся складным крылом. Особое внимание уделялось вариантам Ан-72, создаваемым по заказу военных, озабоченных "латанием дыр", обнажившихся в структуре и оснащенности советских ВВС.

Ан-72. Ночной аэродром.

Фото 11 - Ан-72. Ночной аэродром.

Опыт ближневосточных конфликтов (в частности, боев в Ливане летом 1982 г.) убедительно доказал необходимость совершенствования советской военной техники. Особенно сильным было отставание в средствах РЭБ, радиотехнической разведки, комплексах управления и наведения. В соответствии с требованиями ВВС антоновское ОКБ разработало и весной 1985 г. вывело на испытания фронтовой авиационный комплекс радиолокационного дозора, наблюдения и радиоэлектронной борьбы. В него входили самолеты Ан-71 - своего рода воздушный командный пункт, предназначенный для обнаружения воздушных и морских целей и наведения на них групп ударных самолетов, и Ан-72П (первый с этим названием), выполнявший радиотехническую разведку и постановку помех противнику.

Вернуться на страницу : Авиатехника

Просмотров: 1086;

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика