Крылья границы

Вернуться на страницу : Авиатехника

Ту-134

Ту-134

 

Разработка самолета  ТУ-134 началась в начале 60 годов. Весной 1960 года Никита Сергеевич Хрущев находился с официальным визитом во Франции, где ему было предложено прокатиться на самолете «Каравелла». Конструктивно «Каравелла» имела двигатели, находящиеся в хвостовой части самолета. Такая схема имела ряд преимуществ – вибрация и шум во время полета практически отсутствовала полностью. Эти преимущества были высоко оценены Хрущевым Н.С. и 1 августа 1960 года вышло постановление Совета Министров СССР №826-341 о создании скоростного пассажирского самолета, получившего начальное наименование ТУ-124А с расположением двигателей в хвостовой части фюзеляжа. Было решено использовать двигатели Д-20П.

 

Ту-124. Предшественник Ту-134

Фото 1 - Ту-124. Предшественник Ту-134

Руководство проектом было поручено Маркову Д.С., затем его сменил Селяков Л.Л. За основу был взят самолет Ту-124, у которого двигатели находились в основании крыла и который в это время проходил заводские испытания. Эскизный проект был готов 1 апреля 1961 года.

Ту-134. На стоянке.

Фото 2 - Ту-134. На стоянке.

Аэродинамическая схема самолета – низкоплан с Т-образным оперением. Двигатели расположены на пилонах в хвостовой части фюзеляжа. Первые четыре самолета были снабжены двигателями Д-20П-125, а на последующие Д-30 (Д-20П-125-5), которые были разработаны в ОКБ П.А. Соловьева. Начиная с Ту-134А, двигатели самолета были оснащены реверсом тяги. Шасси трех опорное, с носовой стойкой. У последних модификаций число пассажиров доведено до 80-90.

Ту-134. Красота и элегантность линий...

Фото 3 - Ту-134. Красота и элегантность линий...

Ту-134. Взлетный режим.

Фото 4 - Ту-134. Взлетный режим.

Сборку первого экземпляра Ту-124А начал Московский опытный завод №156 в начале 1962 года. На самолете были установлены двигатели конструкции Соловьева П.А. Д-20П-125.

Ту-134. Взлет.

Фото 5 - Ту-134. Взлет.

Экипаж, во главе с заслуженным лётчиком-испытателем Героем Советского Союза А.Д. Калиной впервые поднял самолет в небо. Это знаменательное событие произошло 29 июля 1963 года, а 20 ноября 1963 года самолет получил название Ту-134.

Ту-134. Набор высоты.

Фото 6 - Ту-134. Набор высоты.

Ту-134. В полете.

Фото 7 - Ту-134. В полете.

Серийное производство Ту-134 началось на заводе №135 им. Ленинского комсомола в 1966 году в городе Харькове и продолжалось до 1984 года. Испытания самолета проводились до июля 1967 года. В результате которых было увеличена площадь крыла. В августе 1967 года, 26 числа Ту-134 был официально принят в эксплуатацию ГВФ (Гражданский воздушный флот).

Фото 8 - Ту-134. Горизонтальный полет.

Первый пассажирский рейс, по трассе Москва – Адлер, на самолете Ту-134 был совершен 9 сентября 1967 года. Работники предприятий  ОКБ им. А.Н. Туполева, Харьковского авиазавода, смежных предприятий и ГВФ, внесшие максимальный вклад при создании самолёта Ту-134, в 1972 году, были удостоены Государственной премии СССР.

Ту-134. Заход на посадку. Шасси выпущены.

Фото 9 - Ту-134. Заход на посадку. Шасси выпущены.

Ту-134. Зпход на посадку.

Фото 10 - Ту-134. Зпход на посадку.

Общее количество выпущенных самолетов всех модификаций составило 852 экземпляра. Ту-134 поставлялся на экспорт. Первый самолет был поставлен в Болгарию. За время производства самолет постоянно модифицировался. Первым самолетом, который прошел международный контроль и получил международный сертификат летной годности, был Ту-134, что позволило использовать его на международных линиях. Поэтому  Ту-134 взял на себя основную долю пассажирских перевозок на ближнемагистральных трассах. По уровню шума и вибраций в пассажирском салоне Ту-134 и его модификации до недавнего времени были самыми комфортабельными в Аэрофлоте. Более 500 млн. пассажиров было перевезено самолетами семейства Ту-134 только до начала 90-х годов. Эксплуатация того самолета продолжается и сегодня.

Фото 11 - Ту-134.

Ту-134. Посака. Через секунду касание...

Фото 12 - Ту-134. Посака. Через секунду касание...

Ту-134

Фото 13 - Ту-134.

Ту-134. Ночная стоянка. Отдых перед полетом.

Фото 14 - Ту-134. Ночная стоянка. Отдых переж полетом.

Ту-134. В кабине самолета.

Фото 15 - Ту-134. В кабине самолета.

Модификации самолёта


Ту-124А - первый прототип. Рассчитан на перевозку 52-56 пассажиров. Изготовлен на заводе №156 в 1962-1963 годах.
Ту-134 "дублёр" - второй прототип. Количество пассажиров увеличено до 64. Изготовлен в 1964 году на заводе №135. Первый полёт состоялся 9 сентября 1964 года.
Ту-134 - первый серийный вариант. Салон расчитан на 72 пассажира. В 1966-1970 годах изготовлено 78 самолётов (30 поставлено на экспорт).
Ту-134А - модернизированный. Отличался двигателями Д-30 второй серии с реверсом тяги. Фюзеляж удлинён на 2,1 м. Число мест для пассажиров увеличено до 76. В хвостовой части установлена ВСУ ТА-8, отсутствует тормозной парашют. Часть самолётов оснащалось РЛС "Гроза-134". Разработка началась в 1968 году. Серийное выпускался с апреля 1970 года до начала 80-х годов.
Ту-134А-3 - самолёт с двигателями Д-30 третьей серии. Взлётная масса увеличина до 49 т. Выпускался в 1982-1984 годах. Часть ранее выпущенных Ту-134А переоборудовано в вариант Ту-134А-3.
Ту-134АК - самолёт с салоном 1 класса на 24 места и салоном "люкс" на 13 пассажиров. Отличался наличием второй двери для пассажиров со встроенным трапом. Часть самолётов оборудовалась средствами спецсвязи. Выпускался, в основном, для ВВС.
Ту-134А "салон" - аналог Ту-134АК. Вторая дверь отсутствовала. Переоборудовался из пассажирских Ту-134А.
Ту-134Б - модернизированный. Снижена масса пустого самолёта, увеличина топливная экономичность. Число мест для пассажиров увеличено до 80, экипаж сократился до 3 человек. В носовой части установлена РЛС "Гроза-134". Серийное производство началось в марте 1980 года. Изготовлено 30 самолётов.
Ту-134Б-3 - вариант Ту-134Б с двигателями Д-30 третьей серии.
Ту-134БВ - летающая лаборатория для отработки космических программ.
Ту-134Б "салон" - салон на базе Ту-134Б. Отличался наличием второй двери для пассажиров. Изготовлено 7 самолётов. Ещё несколько самолётов переоборудовано из пассажирских Ту-134Б (при этом вторая дверь отсутствовала).
Ту-134Д - глубокая модернизация базового самолёта (проект). Отличался двигателями Д-30А тягой по 8600 кгс. Разрабатывался в начале 1970-х годов.
Ту-134ДОЛ - офтальмологическая лаборатория (проект).
Ту-134К - салон на базе Ту-134.
Ту-134ЛК - летающая лаборатория для отработки космических программ.
Ту-134М - модернизированный (проект). Отличается двигателями Д-436Т1-134 и составом оборудования. Разработан в 1993 году.
Ту-134С - грузовой на базе Ту-134А (проект).
Ту-134СХ - сельскохозяйственный. В 1984 году передеоборудовано 2 самолёта Ту-134А-3. После проведения государственных испытаний изготовлено ещё 10 самолётов. Отличается наличием РЛС бокового обзора "Нить С1-СХ" и специальной аппаратурой, позволяющей оценивать развитие сельскохозяйственных культур, состояние пастбищ, последствия стихийных бедствий.
Ту-134УБ-К - самолёт для тренировок штурманов-операторов Ту-22М морской авиации. Изготовлен в одном экземпляре.
Ту-134УБ-Л - самолёт для обучения лётного состава пилотированию по приборам в простых и сложных метеоусловиях. Отличался носовой частью от Ту-22М-3 с РЛС "РОЗ-1". В 1981-1983 годах изготовлено 90 самолётов.
Ту-134Ш (Ту-134Уч) - самолёт для тренировок штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации. В пассажирском салоне оборудовано 12 рабочих мест. В носовой части установлена РЛС "Рубин-1" или "Инициатива". Выпускался в вариантах Ту-134Ш-1 (для группового обучения самолётовождению и бомбометанию применительно к самолётам Ту-22 и Ту-22М) и Ту-134Ш-2 (для подготовки штурманов фронтовой авиации).
Ту-134Ш-СЛ - летающая лаборатория для испытаний радиоэлектронного оборудования.

Летно-технические характеристики

Модификация

  Ту-134УБ-Л

Размах крыла, м

  29.01

Длина самолета,м

  41.92

Высота самолета,м

  9.14

Площадь крыла,м2

  127.30

Масса, кг

 

  пустого самолета

  29000

  нормальная взлетная

  47600

  максимальная взлетная

  49000

  топлива

  14400

Тип двигателя

  2 ТРДД ПНПО Авиадвигатель Д-30 11

Тяга, кН

  2 х 66.70

Максимальная скорость, км/ч

  890

Перегоночная дальность, км

  1200

Дальность действия, км

  3020

Практический потолок, м

  11800

Экипаж, чел

  3

 

 

 

Вернуться на страницу : Авиатехника

Просмотров: 842;

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика