Крылья границы

Ограниченный контенгент в Афганистане (часть №2)

В БАЛАШОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ЛЕТЧИКОВ, как и говорил, со второго захода поступил. Пролетели годы учёбы так же быстро, как и школьные. Конечно уровень жизни уже совсем другой. В столовой уже нет молока из под собственной коровы. И утром уже старшина Рощин Слава кричит ПОДЪЁМ! Зажигается спичка. Успеть одеться и в строй. Не успеешь наряд на работы... Успевай! Учиться нужно, и учиться хорошо. Готовить себя уже по настоящему, не дай бог, но как бы там, ни было, а к войне. Военный человек всегда себя готовит к войне и всегда должен быть к ней готов. Жена уже и дочка есть, учиться нужно ещё сильнее, чтобы как можно дольше прожить нужно. И не только жить, но и главное обхитрить врага и победить его. Кто может быть врагом, никогда никто не знает.

Рис.1 Помогаев Виктор Александрович

Закончилась учеба, торжественно вручили дипломы красивым парням в красивой военной форме. Лейтенантские погоны с голубыми просветами на плечах ещё больше красят уже готовых к полётам молодых пилотов. А отроду нам по 21-22 годочка. Бравировали формой, успехами в учёбе и зарплатой. Конечно, зарплата лейтенанта лётчика была достойной, аж 220 рублей.

Забросила меня судьба военного, с женой и дочкой, в среднюю Азию, точнее в ТУРКМЕНИЮ в авиацию ПОГРАНИЧНЫХ войск.
Уважал народ тогда военных. Может не всех, но в основном уважал. В г. Мары и местное население и офицеры части встретили очень хорошо приветливо. Квартиру дали через два часа. Машину предоставили для покупки в незнакомом городе ложек поварёшек.

Рис.2 Экипаж - Ольховик В.Н., Помогаев В.А., Никитин В.Г., Ермолаев С.

Недолго мир оставался мирным, совсем недолго. Позабыл народ ужасы войны. В декабре 1979г., 14 числа экипажу самолёта ЯК-40 сообщили (а точнее в виде приказа) срочно вылететь в г.ТЕРМЕЗ. Самолёт не готов к полёту, находится на техобслуживании (по авиационному на ФОРМЕ в авиационно-технической базе). «Не смотрите на меня, что я не лётчик и ничего не понимаю. ВОИНА РЕБЯТА! Большая или маленькая, но тем не менее ВОИНА. Утром Вы должны быть в ТЕРМЕЗЕ. У Вас целая ночь впереди. Успевайте» - сообщил нам посыльный офицер. Командира нашего забрали для получения задачи. А чтобы мы сильно не сомневались, посоветовали прислушаться к вечернему небу, откуда доносился гул больших самолётов. Это ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ уже неслась и несла в себе таких же молодых солдат и офицеров десантников на войну (НАЗВАННУЮ ОГРАНИЧЕННЫМ КОНТИНГЕНТОМ В АФГАНИСТАНЕ). Чувство схватившее душу не передать. Немое, ОТКУДА, ПОЧЕМУ, КАКАЯ ЕЩЁ ВОЙНА!!! Но это не сон и не шутки, скорее к самолёту всемерно помогать инженерам, техникам. К утру всё было готово и в назначенный час самолёт в воздухе.
И с этого дня все в жизни переменилось, и жизнь тоже переменилась. По крайней мере, у нас в средней Азии на границе с АФГАНИСТАНОМ. Полёты на охрану границы сменялись полётами на сан задания. Врагов у Союза предостаточно было. Лазутчики лезли через границу как тараканы за секретами. Секретов в стране столько, что до сих пор никак не растащат. Через границу старались просочиться также специалисты по душам Советских людей.

Рис.3 Як-40 на взлете

Работа пилота заключается в выполнении порученного задания в виде приказа письменного или устного. Иногда, непосредственно, задание можно получить прямо в воздухе. Зачастую выезжал на аэродром ещё не совсем понятно, что придётся делать. Обстановка менялась таким образом что руководители отдававшие нам приказы или распоряжения точно так же находились практически круглосуточно на службе и изыскивали более оптимальные варианты решения задач в сложившейся обстановке.
Наш экипаж самолёта ЯК-40 за 10 лет службы в Среднеазиатском пограничном округе выполнил все порученные нам задачи. Одна из важных, важнейших задач в частности для меня было полёты на сан задание. Что такое сан задание? Это полёт за умирающими людьми от ран или болезней, для которых требуется срочно доставить группы врачей или доставить самих раненых как можно быстрее в госпиталь.

Рис.4 Як-40. В кабине самолета

Госпиталя находились в больших городах: АЛМА-АТА, Душанбе, Ташкент, Ашхабад, Баку. А больной или больные могли оказаться где угодно. На вертолёте или на машине их подвозили к боле менее работающей взлётной полосе, куда мог сесть экипаж самолёта Як- 40. Страшно вспоминать. Врачи занимаются ранеными прямо в вертолёте. Кого уже не смогли спасти относят в сторону. Живых выносят и к нам в самолёт, либо под крыло, кто может ходить, как-то передвигаться, усаживают в кресла. Носилки ставятся на сложенные кресла. В самолёте врачи беспрерывно борются за жизнь раненых. Устанавливаются капельницы, продолжаются перевязки.Горе и стоны наполняют весь самолёт. Далее уже наша работа как можно быстрее, как можно без тряски и толчков доставить наших страдающих товарищей в ожидающий их госпиталь. Не успей мы на какое-то короткое время и несколько из них не дотянут до спасительного операционного стола.

Самолёт мчится по небу уже без того на максимальной скорости. ЭКИПАЖ старается и используя все возможности самолёта и лётчика договариваемся с наземными службами о спрямлении маршрутов полёта. К такому невозможно привыкнуть, когда кругом кровь и смерть воочию здесь рядом в самолете, которым ты командуешь. Доктор в кабине «БЫСТРЕЕ РЕБЯТА! Капельницы кончаются, НУ БЫСТРЕЕ, пожалуйста». Заход на посадку по возможности кратчайшим маршрутом. Лётчик и диспетчеры на земле в ужасном напряжении. Лётчик уверен в себе, что у него всё получится, а вот диспетчер!!! Он знает, что у Виктора всё получится, но страшно боится, а вдруг ошибётся, а вдруг, а вдруг!!! И тогда диспетчеру тюрьма лет на 5-7. Наш самолёт уже давно знают во всех этих городах, и я лично знаком практически со всеми диспетчерами. Достойные парни. И вот посадка. Далее скорее, скорее раздать больных по машинам скорой помощи. И снова в воздух там уже ждут другие не менее важные задачи.

Вернуться на страницу : Статьи, очерки

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика