Крылья границы

Мы были готовы ко всему…

Мы были готовы ко всему…


Тринадцатый выпуск Сызранского высшего военного училища летчиков был особенным. Немного хулиганистые, слегка разболтанные. Преподаватели вздыхали - что с них взять, магия чисел, и ничего с этим не поделаешь.

Их до сих пор считают в училище особенными. Такой курс, пожалуй, здесь единственный. Из выпускников 1982 года четверо стали Героями России и один - Героем Советского Союза. В их числе известный летчик Юрий Недвига. Недавно он побывал на Камчатке. Тогда мне и довелось встретиться с этим удивительным человеком. Медаль "За боевые заслуги", ордена Красной Звезды, Мужества, Святителя Николая Чудотворца, звание Героя России - награды, которых он удостоен. В его летной биографии - участие в афганских и чеченских событиях, узбекско-киргизском конфликте. Однако, рассказывая о себе, Юрий Дмитриевич крайне неохотно вспоминает о вооруженных конфликтах, через которые прошел. Они врывались в его жизнь неожиданными и непрошеными гостями.

В декабре 1979 года курсантов Сызранского училища подняли по тревоге и объявили, что советское правительство ввело ограниченный контингент войск в Афганистан. В случае негативного развития событий курсанты должны были пройти ускоренную подготовку и отправиться в районы боевых действий. Как говорится, "полугодичный ускоренный выпуск - и на петлицы по два кубаря". К счастью, конфликт в Афганистане не вылился в большую войну.

И курс Юрия смог спокойно учиться четыре года. Лейтенант Недвига получил распределение в Алма-Атинский авиационный полк Восточного пограничного округа. Командировки на войну, или, как тогда говорили, "за речку", начались практически сразу.

В Афганистане летчики летали в крайне сложных условиях - ограниченные площадки, разряженный воздух высокогорья. Садились на высотах более трех тысяч метров. "Представьте, что вы поднялись на высоту, скажем, три тысячи метров, - объясняет Юрий Дмитриевич. - Вы почувствуете, что не хватает кислорода. То же самое происходит с двигателем вертолета. Он - живой организм. Движок начинает задыхаться. Разряженный воздух влияет на движение лопастей, машина становится вялой, управлять ею надо осторожно. Горы есть горы".

Фото 1 - Юрий Недвига

Доводилось Юрию Недвиге попадать под обстрелы, возвращаться на базу с изрешеченными лопастями. Первую награду - медаль "За боевые заслуги" он получил в 1987-м во время очередной командировки в Гульхану, где дислоцировалась крупная база пограничников на территории Афганистана. Здесь постоянно находилось до двух мотоманевренных групп и базировалась авиация Восточного пограничного округа…
Сообщение об обстреле одного из наших постов поступило в конце дня.

Вертолетчикам поставили задачу в составе дежурной пары вылететь в указанный район. Поначалу нападавших обнаружить не удалось. Когда совершили облет места, откуда велась стрельба, увидели лишь несколько отар баранов. Одна из них быстро уходила в горы. Она-то и вызвала подозрение. Отару обстреляли. Бараны разбежались, оставив на склонах горы трупы душманов. Утром туда вылетели вертолеты с десантом на борту. В районе, где накануне экипажи нанесли удар, были обнаружены полтора десятка трупов бандитов и вооружение: пулеметы, автоматы, винтовки.

Орденом Красной Звезды Юрия Недвигу наградили в 1988 году за многократные боевые вылеты на территории Афганистана.

Наши летчики принимали участие в принуждении к миру сторон во время узбекско-киргизского конфликта в Фергане. Когда домашние Юрия Дмитриевича попросили рассказать, что происходило там, он лишь показал фотографию. На ней запечатлена зверски убитая узбекская семья. Когда говорить о чем-то слишком больно, нормальному человеку трудно подобрать подходящие слова.

В Алма-Ате Юрий Недвига прослужил до 1994 года. Из мирных воспоминаний этого периода службы на память приходит встреча с конструктором Михаилом Калашниковым. Летчики возили его по границе для съемок передачи "Служу Советскому Союзу!". Было это в 1984 году. Когда Калашников увидел в кабине вертолета свое изобретение АКС-74У - укороченный вариант автомата, то крайне удивился. Их только поставили на конвейер, а здесь уже с новым оружием летают на охрану границы.

Конструктор оказался интересным собеседником. Рассказал о том, как конкурировал его автомат с детищем конструктора Шпагина. Тот был в звании полковника, а Калашников носил сержантские погоны. В пользу ППШ сыграло то, что калибр этого оружия подходил под пистолет ТТ, стоявший тогда на вооружении. Рассказывал Калашников и о соревновании с американской винтовкой М-16. АК, в отличие от иностранного оружия, стрелял и после того, как его зарывали в песок и окунали в воду. На память о встрече с легендарным конструктором у Юрия Недвиги остался снимок, где они сфотографированы около вертолета.

После Казахстана с его жарой, раскалявшей машину так, что до нее нельзя было дотронуться, Юрия Дмитриевича перевели в Мурманск. Пришлось привыкать к полярной ночи, нехватке кислорода, к северному климату. Мурманск очень напоминает Камчатку, отметил Юрий Дмитриевич. Задачи, которые выполняют летчики, тоже похожи - патрулирование в экономзоне, задержание браконьеров, обеспечение подразделений. На новом месте службы, с улыбкой вспоминает он, приходилось "учиться" летать над морем. Первое время, признается, было не по себе оттого, что под тобой не земля, а вода. Но немного полетал и привык.

Мурманские авиаторы проводили совместные тренировки с норвежцами во время учений "Баренц". Самому Юрию Недвиге, в отличие от его подчиненных, опробовать вертолеты "Пума" и "Си Кинг", стоящие на вооружении у норвежцев, не довелось, но о подготовке экипажей определенные выводы он сделал. Из 11 выброшенных в воду манекенов, которых предстояло "спасти" во время учений каждой из сторон-участниц тренировки, российские летчики подняли десять, норвежцы - только два.

Разговор о вертолетной технике Юрий Дмитриевич поддерживает с удовольствием и со знанием дела. Фильм "Черная акула", по его мнению, - хорошая киноистория о вертолете Ка-50. Однако машина, экипаж которой состоит из одного пилота, в серию не пошла, потому что не был учтен человеческий фактор. Если истребитель, летящий на высоте 10 тысяч метров, ведут с земли, то летчик вертолета один справляется с несколькими задачами: пилотирует машину на предельно малой высоте, следит за землей, выходит на цель, идентифицирует ее, поражает объект и старается уйти без потерь. Слишком велика нагрузка на одного человека. Другая разработка - Ка-52, "Аллигатор", стал развитием модели Ка-50, предполагает двух членов экипажа. Машина хорошая, говорит Юрий Дмитриевич, но тут же оговаривается: встречался с испытателями, обсуждали ее, она пока еще сыровата.

Авиация ФСБ не спешит оснащаться боевыми вертолетами. У неё несколько иной спектр задач, в число которых входят охрана границы, обеспечение отдаленных подразделений и ряд других. Транспортно-боевой вертолет Ми-8 успешно выполняет все эти функции. Машина хорошо зарекомендовала себя в любых климатических условиях. Именно на Ми-8 МТ и летает Юрий Недвига.

Фото 2 - Аварийная посадка в Гульхане

На этом вертолете он выполнял задачи в Чечне. В командировки в Ханкалу, где располагалась авиационная группировка, летал с 2000 по 2004 годы. Об этих событиях рассказывает сухо, схематично: "Чечня… Орден Мужества. Там громили банды, участвовал в нескольких операциях. Результатов не видел. Но орден просто так не дают. Уже потом до нас доводили итоги операций: "После нанесения ракетно-бомбового удара уничтожена такая-то банда". Что было самое сложное? С Афганистаном это не сравнить. В Чечне горы невысокие, метров 800. Хотя... Однажды мы забирали людей. Пришлось сидеть, молотить минут 40". За активное участие в контртеррористической операции в Чеченской Республике в апреле 2002 года Юрия Недвигу наградили орденом Святителя Николая Чудотворца III степени.

Фамильную награду Российского императорского дома ему и другим силовикам вручала в одной из московских церквей княгиня Мария Владимировна Романова. От нее лётчик получил грамоту на личное дворянство.

В командировки на Кавказ Юрий Недвига летал, когда уже служил в Москве, в должности старшего инспектора-летчика, а затем начальника Службы безопасности полетов авиации ФСБ. "У летчиков и маршалы летают, в воздухе погоны не нужны", - напоминает он слова из песни.

Звание Героя России ему было присвоено в январе 2002 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания. На просьбу рассказать подробности отшучивается: "Лет через двадцать встретимся, тогда, может, и расскажу".

Опытные инструкторы, когда начинают работать с курсантами, видят сразу, у кого из них есть перспектива стать хорошим летчиком. В свое время Юрий Недвига услышал от преподавателя: "Ты будешь порядочным летчиком". Инструктор не ошибся, как и в других своих подопечных.

Почему тринадцатый выпуск стал самым героическим? Когда курсантов подняли по тревоге и объявили об участии советских войск в войне в Афганистане, почти все однокурсники Юрия Недвиги, и он в том числе, тогда еще восемнадцатилетний мальчишка, не побоявшись, написали рапорта о добровольном согласии отправиться в район боевых действий. Сам Юрий Дмитриевич объясняет это так: "Мы были готовы ко всему".

Вернуться на страницу : Статьи, очерки

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика