Крылья границы

Сергей Бусаров

Сергей Бусаров





Фото 1. - Сергей Петрович Бусаров.

На войне как на войне


<

Когда Сережа Бусаров с мамой переехал жить в Великий Новгород, он скоро понял, как ему повезло с соседом по лестничной площадке – мужчина работал инструктором в аэроклубе. Он так здорово рассказывал о небе, самолетах, о парашютном спорте, что поселил в душе мальчишки стойкую мечту стать летчиком.

Все свободное время Сережа проводил в аэроклубе, не упуская ни единой возможности совершить еще один прыжок с парашютом. Но тогда, в конце 70-х, многие ребята хотели научиться летать, поэтому конкурсы в летные училища были заоблачными. С первого раза Сережа не поступил, год работал в местном аэропорту, а потом мечта сбылась, его приняли в Сызранское высшее военное авиационное училище.

В 1982 году, перед выпуском, в летное училище приехали офицеры в зеленых фуражках и сосватали нас в пограничную авиацию Дальнего востока, - вспоминает Сергей Петрович.

- Я попал в южно-сахалинскую эскадрилью, но успел прослужить лишь несколько месяцев. В Душанбе тогда сформировали новый полк, и меня с некоторыми сослуживцами перевели туда. Мы – то думали, что едим границу охранять, а попали на войну.

Афганистан тогда полыхал огнем. Порой казалось, что канонада громыхает круглосуточно. Советские войска несли потери. Вертолетчики, сменяя друг друга, постоянно находились на передовой, сопровождали и прикрывали наши колонны, вступали в бой с наземными огневыми подразделениями «духов», забрасывали десанты в горные районы, вывозили раненых и попавших в окружение. Это была смертельная схватка. За 6 лет службы, до февраля 1989 года, они схоронили 9 экипажей из 20.

Самые тяжелые воспоминания Бусарова – гибель друзей прямо у него на глазах. Особенно врезался в память тот день, когда сбили командира эскадрильи.

- Мы шли в паре, прикрывая друг друга. Но выстрел одного из «стингеров» настиг вертолет командира, и я увидел только вращающийся рулевой винт, а вокруг него – сплошной огонь. Борттехник успел выпрыгнуть из горящей машины – с высоты около 40 метров и при скорости под 300 километров в час. Конечно без парашюта (он не имел смысла, при такой высоте не раскрылся бы). Я видел как он упал на землю, вскочил и, вероятно в состоянии шока, еще пробежал метров 80. А потом умер…

Навсегда в памяти Сергея Бусарова остались две самые знаменательные даты той поры: 3 февраля 1983 года (его первый боевой вылет) и 15 февраля 1989 года (его последний вылет) – день вывода советских войск с территории Афганистана. С теми сослуживцами, кто остался в живых, они общаются до сей поры. При случае встречаются, а в основном переписываются по интернету. На сайте пограничников есть особая страничка, где можно найти бывших однополчан и отправить и отправить им сообщения. Настоящая мужская дружба – это бесценное приобретение той войны.

Возвращение на остров


После расформирования авиаполка Сергей Бусаров поступил в Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина. Распределение после окончания было неожиданным и весьма приятным для выпускника – опять Южно-Сахалинск.

- Я будто домой вернулся, - рассказывает подполковник запаса. – Кстати, за время службы мне дважды предлагали переехать во Владивосток на повышение, командиром полка, но каждый раз я категорически отказывался. И служба была мне здесь интересна, и с сослуживцами хорошо понимали друг друга, и климат на островах подходящий. Да и наконец-то собственное жилье в Южном появилось. Куда же ехать?

Хотя служба начиналась неимоверно тяжело, начало и середина 90-х были отмечены тотальным дефицитом, в том числе и авиакросина. Мизерные оклады летчиков и служебное жилье в старых квартирах или тесных общежитиях не добавляли оптимизма. Очень многие офицеры оставили службу, чтобы найти другую работу и содержать свои семьи. По словам Бусарова, у них в полку остались только самые стойкие.

Чуть позже положение с материальным обеспечением армии выправлялось, и служба стала приносить больше удовлетворения. Вертолетчики занимались охраной биоресурсов, совершали облеты акватории в поисках браконьеров, проводили совместные операции с пограничниками береговой охраны, обеспечивали снабжение застав, эвакуировали больных. 12 лет Сергей Петрович был начальником штаба полка. Давно уже заработал пенсию по выслуге лет, но собирался служить и дальше, даже рапорт о продолжении службы написал. Однако рапорт тот начальство не подписало, и отправили Бусарова на заслуженный отдых со словами «Дай дорогу молодым».

Уроки мужества по расписанию


Сейчас Сергей Бусаров хоть и не на военной службе, но на очень актуальном, судя по взрыву в аэропорту «Домодедово», фронте. Он работает инспектором в Южно-Сахалинске в отделе Федерального управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (Ространснадзор). В работе сахалинского отдела четыре направления: железнодорожный транспорт, морские порты, аэропорты и пассажирский автотранспорт. У Сергея Бусарова хоть и гражданская служба, но режим прежний – не нормированный рабочий день и обилие командировок. И результат есть. Сергей Петрович рассказал, что осенью прошлого года из федерального управления Ространснадзора приезжала комиссия, которая оценивала работу Южно-Сахалинского аэропорта по обеспечению антитеррористической безопасности. Аэропорт, вернее его коллектив, экзамен тогда выдержал на «отлично».

Как ветерану боевых действий, человеку, отдавшему воинской службе 29 лет, Сергею Бусарову, конечно не безразлично, кто придет на смену ему и его товарищам. Поэтому, каждый год они с коллегами по воинскому братству проводят в городских школах уроки мужества, рассказывают о войне в Афганистане и Чечне, отвечают на вопросы. Впечатления от этих встреч у Сергея Петровича самые разные, но не всегда радостные. Как он заметил, воспоминания об Афгане почти не трогают юных слушателей – то ли не понимают, зачем была нужна война, то ли еще что… Конечно, это обидно, ведь и живые, и те, кто не вернулся домой, честно исполняли свой воинский долг, и многие были, без всяких преувеличений, героями.

Ну а интерес к жизни современной армии у нынешней молодежи тоже бывает специфичным.

- В прошлом году, когда мы на кануне 15 февраля, Дня памяти воинов-интернационалистов России, встречались со старшеклассниками школы №8, мне запомнились двое мальчишек, - рассказывает Сергей Бусаров. – Сразу видно, что из компьютерного поколения. Но задавали множество вопросов о быте солдат-срочников, их денежном довольствии, вооружении, возможности использовать в армии навыков программировании и о том, как остаться служить на Сахалине или , по крайней мере, на Дальнем Востоке. Я удивился даже: «Вы так сильно хотите получить армейскую закалку?» А они отвечают: «Мы лично, не особо туда стремимся, но родители сказали, что без военного билета на госслужбу не устроишься». Вот как относиться к таким прагматикам?  Но хоть от службы не собираются увиливать…

Кстати, по информации южно-сахалинского комиссариата, в последние два-три года число отказников среди местных призывников снизилось в разы. Безусловно, этому способствовало сокращение вдвое срока срочной службы, возможно, играет роль тот самый прагматизм, а может быть, надеется подполковник запаса Сергей Бусаров, все-таки сказываются и те встречи на уроках мужества, которые проводят ветераны боевых действий. Но одно его всё-таки огорчает: современные мальчишки не мечтают стать летчиками.

На военном кителе Сергея Бусарова много наград. Среди них ордена «Боевого красного знамени», «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ», орден «За службу Родине» третьей степени, медали «За отвагу», «За отличие в охране государственной границы СССР» и другие.

Вернуться на страницу : Статьи, очерки

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика