Крылья границы

Хранитель боевых машин

 

Хранитель боевых машин

 

 

У каждого из нас есть мечта. Но каждый ли из нас делает все, чтобы воплотить ее в жизнь? Валерий Войцеховский на пути к мечте не отступил перед трудностями. И ее крылья подняли его к облакам. О мечте, сложностях ее воплощения и бремени ответственности Валерий Михайлович побеседовал с нашим корреспондентом.

Антон ДМИТРИЕВ

Войцеховский Валерий Михайлович

Фото 1 - Войцеховский Валерий Михайлович

Родился Валерий Войцеховский 30 июня 1952 года в поселке Новгородское Донецкой области. В семье военных не было: отец работал строителем, мать – бухгалтером. Однако посвятить свою жизнь службе он решил еще школьником.

- В те годы престиж военной службы, а особенно пограничных войск, было очень высок, - вспоминает Валерий Михайлович. – Вот и я с завистью смотрел на защитников нашей страны.

После окончания школы он подал документы для поступления в Московское пограничное училище – очень уж хотелось примерить зеленую фуражку, задерживать нарушителей. Однако та попытка окончилась неудачей. «Что ж, не получилось стать пограничником – буду летчиком!» - решил Валерий. Отработав год на заводе, он успешно сдал вступительные экзамены и стал курсантом Харьковского военного авиационно-технического училища, выбрав специальность «бортовой техник вертолета». Учеба захватила Войцеховского с головой – уже тогда он отлично понимал, что от его знаний, профессионализма будет зависеть не только работоспособность боевой машины, но и жизнь экипажа. В те годы Валерий Михайлович усвоил правило, которым неизменно руководствовался на протяжении долгих лет службы: чтобы избежать неприятных сюрпризов в воздухе, вертолетом надо заниматься на земле.

Курс обучения бортовых техников длился три года. И только на заключительном этапе курсантов направляли на стажировку в авиационные полки. Там они проводили первые самостоятельные осмотры машин, их подготовку, совершали первые вылеты в составе экипажа. В начале 70-х годов прошлого века, когда отношения с Китаем оставались еще напряженными, авиационным частям, располагавшимся в Забайкалье, потребовались новые кадры. Летчиков и штурманов вполне хватало, а вот специалистов, способных обеспечивать грамотную эксплуатацию множества базирующихся там боевых машин, было мало. В связи с этим курс, на котором учился Валерий Войцеховский, сократили до двух лет и девяти месяцев. Первую подготовку вертолета он провел уже в звании лейтенанта в Отдельном вертолетном полку ВВС, куда был распределен после окончания училища.

Полк базировался в Нерчинске, в 200 километрах от Читы. Новоиспеченного офицера приняли в состав экипажа вертолета Ми-8 .

- Это была очень хорошая школа, - говорит Валерий Михайлович. – Я, бортовой механик, проверял работоспособность вверенной мне машины перед каждым вылетом. В мои обязанности входило обслуживание двигателей, всех систем управления, навигационного оборудования, а также заправка топливом и вооружение. Такая подготовка вертолета к полетам называется предварительной и занимает обычно целый день.

Войцеховский отслужил в полку полтора года. Здесь все – занятия на аэродроме, летные смены, повышение квалификации – происходило с точным соблюдением плана боевой подготовки. Нельзя сказать, что это было скучно, но давняя мечта о службе на границе бередила душу молодого офицера. Поэтому когда ему предложили перевод в авиаполк Тихоокеанского пограничного округа во Владивостоке, он согласился без раздумий.

Через год, зарекомендовав себя отличным специалистом, Валерий Михайлович получил назначение в звено, которое дислоцировалось в Советской Гавани. «Ну вот, наконец-то и я выхожу на охрану границы, только охраняю ее с воздуха», - думал тогда старший лейтенант Войцеховский.

Основными задачами авиаторов были воздушная разведка, дозор, перевозки служебных пассажиров и грузов. Экипажи осматривали окрестности и выявляли нарушения пограничного режима. Далее действовали пограничные наряды.

- Конечно, контрабандистов с «финками», как представлялось мне в детстве, мы не задерживали, - улыбается Валерий Михайлович. – В основном это были браконьеры, которые занимались незаконной добычей рыбы. Как правило, нерадивые нарушители, завидев в воздухе вертолет, бежали, бросая свои сети и весь улов!

В 1982 году капитан Валерий Войцеховский окончил Киевское высшее военное инженерное авиационное училище и продолжил службу за полярным кругом, в Воркуте. Авиаторы Отдельной Арктической эскадрильи должны были следить за соблюдением пограничного режима в суровых северных условиях и снабжать всем необходимым пограничные посты и заставы. Войцеховский был назначен начальником группы обслуживания регламентных работ.

- Главным врагом для техники там была погода, - вспоминает Валерий Михайлович. – Зачастую температура опускалась ниже -40 градусов.

Техника нередко отказывалась работать. Боролись с этим разными способами. Самым действенным было прогревание перед вылетом. Для этого к вертолету подгоняли машину с тепловой пушкой. Потоки горячего воздуха, нагнетавшегося из пяти рукавов, помогали не только технике, но и людям.

Также создавались специальные технические «аптечки». В каждой из них была радиостанция, наиболее часто требующие замены детали, масло, смазки и проверочная аппаратура. Опыт по созданию таких «аптечек» Валерий Михайлович перенял у авиаторов ВВС. Позже, будучи заместителем командира полка по инженерно-технической помощи. Эти бригады вылетали по приказу в любой район с готовыми «спас-наборами», запасными частями, крупными агрегатами для замены на месте вынужденной посадки. Однако до того Валерию Михайловичу пришлось пройти еще одну серьезную школу – испытание войной.

- С 1985-го по 1990 год я служил в Марыйском авиаполку, - вспоминает ветеран. – Это были годы второго этапа войны в Афганистане. Перед авиаторами там стояли обширные задачи: проведение боевых операций по зачистке территорий, высадка десанта, переброска грузов, эвакуация раненых и много другое.

В ведении старшего инженера полка по вертолетам и двигателям, а затем и заместителя командира полка по инженерно-авиационной службе находилось около 50 боевых машин. Нагрузка на них была колоссальная – до 750 часов налета в год. Конечно, в таких условиях организовать грамотную работу по обслуживанию техники было очень непросто. Все приходилось делать максимально оперативно. Только за один год в полку сменили 83 основных двигателя, 9 главных редукторов, выполнили 115 регламентных работ. Кроме того, реалии боевых действий и географические особенности местности ставили перед инженерами-авиаторами свои задачи по спасению техники. Так, во время проведения операции «Альбурс» один из вертолетов попал под огонь крупнокалиберного пулемета. К счастью, экипаж не пострадал. Летчики смогли вывести машину из зоны боевых действий и посадить ее.

Незамедлительно на спасение экипажа из полка вышел второй вертолет. Но у Валерия Войцеховского, находившегося на борту, была другая задача. Как инженер он должен был решить судьбу поврежденной машины. После осмотра выяснилось: пробит главный редуктор выше уровня масла. Починить его на месте не представлялось возможным. К тому же неподалеку все еще раздавалась стрельба.

Вариантов было немного: либо сжечь подбитую машину и быстро улететь в полк, либо… Валерий Михайлович взял брус от бомбовой упаковки, примерно подходящий по диаметру, обстрогал, обмотал тряпками и вбил в пробоину, закрепив проволокой. Главной задачей было поддерживать давление в редукторе неизменным. В. Войцеховский взял всю ответственность за предстоящий перелет на себя. Бросить боевую машину, которая в нормальных условиях подлежала ремонту, он не мог. Вертолет удалось спасти!

Вообще, в Афганистане Валерию Михайловичу часто приходилось идти на различные технические хитрости. Как, например, на аэродроме в Меймене. У вертолета, возвращавшегося с боевыми повреждениями, при заходе на посадку отказал двигатель. При посадке он повредил еще один вертолет. Выяснив характер повреждений у обеих машин, Войцеховский распорядился снять со стоящего в полку вертолета хвостовую балку со всеми необходимыми запчастями и на борту другого вертолета доставить их на место происшествия. Проблема заключалась в том, что для проведения таких объемных, с технической точки зрения, работ необходимым подъемный кран Можно было отправить подъемник своим ходом из Тахта-Базара в сопровождении колонны БТР. Но это отнимало драгоценное время. Тогда Валерий Михайлович распорядился сделать из деревянных балок подобие большого рычага, к одному концу которого прикрепили веревку с крюком. С помощью этого нехитрого приспособления и бойцов ДШМГ удалось заменить все поврежденные детали в течение одного дня. Оба вертолета благополучно вернулись в полк.

Этот опыт экстренного ремонта пригодился Валерию Михайловичу впоследствии, когда очередная боевая машина получила сильные повреждения двигателя. Рядом с местом вынужденной посадки вертолета на афганской территории оказалась электростанция. По просьбе Войцеховского ее работники сварили крюк. Из бревен, найденных неподалеку, пограничники соорудили нехитрый подъемник. Один БТР лебедкой поддерживал вкопанные в землю бревна, другой – опускал и поднимал «стрелу» самодельного крана, под которую вручную подкатили вертолет. Поврежденный двигатель сняли, погрузили на «ГАЗ-66». Потом так же, с машины, подцепили исправный и поставили на вертолет.

- Оставлять поврежденные вертолеты на территории Афганистана можно было лишь в исключительных случаях, - говорит Валерий Михайлович. – Если машина не подлежала восстановлению, ее следовало уничтожить. Но таких случаев, по крайней мере в Марыйском авиаполку, я не припомню.

После Афганистана Валерий Войцеховский служил в Хабаровске, Санкт-Петербурге, Москве. На посту старшего бортового инженера-инспектора управления авиации ФСБ России принимал активное участие в повышении классной квалификации более 70 бортовых инженерно-технических специалистов авиационных частей ФСБ России.

На счету Валерия Михайловича более 300 боевых вылетов на вертолетах. В общей сложности он провел в небе свыше 2000 часов. Его профессионализм Родина отметила по достоинству: в числе наград Валерия Войцеховского ордена Красного Знамени, Красной Звезды, «За службу Родине и Вооруженных силах СССР» II и III степени, медали «За боевые заслуги», «За отличие в охране государственной границы» и другие. Пограничной авиации он отдал 30 лет жизни. Случая пожалеть об этом не представилось до сих пор.

Войцеховский Валерий Михайлович

Фото 2 - Генерал армии Вадим Матросов вручает орден КрасногоЗнамени подполковнику Валерию Войцеховскому, 1989 г.

 

Фото из архива Валерия ВОЙЦЕХОВСКОГО

 

Вернуться на страницу : Статьи, очерки

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика