Крылья границы

Штурман

 

 

Верный курс нужен не только в море или в небе. Часто он один спасает в бушующем океане жизни. Три десятилетия службы в пограничной авиации научили Владимира Новикова выбирать такой курс безошибочно в любой ситуации. А уроки на эту тему до сих пор с благодарностью вспоминают его воспитанники и ученики.

Сергей Лоскутов, Юлия Белецкая

 

Новиков Владимир Николаевич

Фото 1 - Новиков Владимир Сергеевич

Есть в Пермском крае, что лежит неподалеку от границы Европы и Азии, городок Кизел. Ныне улицы его немноголюдны, и лишь ветшающие заброшенные дома напоминают о том, что когда-то здесь бурлила кипучая жизнь. В послевоенные годы Кизел был крупным промышленным центром – кольцом вокруг него располагались больше двадцати шахт, и большая часть стотысячного населения города была занята на угледобыче. Именно здесь, в Кизеле, 26 ноября 1946 года родился Владимир Новиков.

Его родители работали в шахте, однако в тяжелый период восстановления разрушенной войной страны этого было мало, чтобы обеспечить безбедное существование. Поэтому семья держала подсобное хозяйство, которым приходилось заниматься после смены в шахте. Отец и мать приучали к труду и Владимира – с малых лет он умел и огород полить, и сено заготовить, и скотину прибрать. Частенько наведывались всей семьей в лес – не только из любви к природе, хотя и по этой причине тоже, но большей частью за грибами и ягодами. По осени делали заготовки: солили капусту, огурцы, помидоры, сушили грибы, варили варенье – земляничное, малиновое, смородиновое, черничное… Суровая уральская зима не прощала беззаботности. Благодаря увлечению и любви к природе отца он стал заядлым рыбаком и охотником, грибником, туристом, сплавщиком, и даже больше сотни высоченных уральских кедров в детстве покорил.

Как и многие мальчишки того времени, Владимир воспитывался на воспоминаниях фронтовиков. Впрочем, правда о Великой Отечественной войне, которую он узнавал из рассказов отца и его фронтовых друзей, зачастую кардинально отличилась от общепринятой версии. Разведчик танковой бригады, Новиков-старший много говорил о дисциплине и педантичности немцев, об их уме и хитрости, умении маскироваться. Совсем другим представляли противника советские учебники.

Однажды отец рассказал Владимиру такую историю. Несколько ночей подряд танковый разведвзвод, отправляясь в тыл врага, за линию фронта, проходил мимо подбитого немецкого танка. Грозная машина со свастикой на боку без признаков жизни стояла с разутыми траками обеих гусениц, неестественной задранный ствол пушки смотрел в небо. Для советских разведчиков этот танк стал привычным объектом и хорошим ориентиром. И каково же было их удивление, когда в ночь перед наступлением бригады машина «ожила». Броня советского Т-34, шедшего первым в колонне, выдержала лобовой удар снарядом, но траки гусениц распустились и он завращался на месте. Весь экипаж получил травмы. Два других танка расстреляли «немца» в упор.

Едва рассвело, осмотрели место происшествия. Оказалось, подбитый танк был наблюдательным пунктом, его экипаж имел бинокли, стереотрубу и мощную радиостанцию для передачи сведений о нашей технике и пехоте в штаб. Такими – неоднозначными – были и многие другие отцовские рассказы о войне.

Во многом именно эти рассказы на долгие годы вперед предопределяли увлечение Владимира сначала историей его собственного древнего казачьего уральского рода, а впоследствии – историей страны и историей пограничной авиации. Кстати, это последнее увлечение тоже возникло неспроста.

Мечта о небе была, как водится, родом из детства. Под впечатлением от полета в космос Юрия Гагарина совет школы, где учился Владимир, решил организовать литературно-художественную композицию на эту тему. Вскоре перед школой выросла пятиметровая ракета из труб и тонких металлических листов. У ее подножия прошел конкурс среди семиклассников на лучшее прочтение стихотворений о летчиках и Гагарине. Это творческое состязание выиграл Владимир Новиков. Победитель получил право быть космонавтом на празднике в честь Дня Победы.

Для Владимира сшили костюм из блестящей бледно-синей ткани, сделали гермошлем с опускающимся забралом из синего оргстекла. Были у него даже краги и ботинки, как у настоящего летчика. 9 мая, прочитав у трапа стихи о влюбленных в небо героях, он забрался в ракету, махнул рукой из иллюминатора и по-гагарински объявил в громкоговоритель: «Поехали!» После чего нырнул вниз, быстро снял костюм космонавта и, засунув его в пакет, затерялся среди зрителей. Тем временем из сопла ракеты повалил густой дым… Представление было окончено. Зрители долго аплодировали, вызывая космонавта «на бис». Но артист был скромен.

А начало всей этой истории положила подготовка к реферату, который Владимиру и его одноклассникам задали написать ко Дню авиации и космонавтики. «В жизни всегда есть место подвигу» - такой была его тема. Почему Новиков решил писать про Марину Раскову – штурмана знаменитого женского авиационного полка времен Великой Отечественной войны, он и сам тогда толком не знал. Вероятнее всего, потому, что на единственной полке его личной библиотеки, где в то время было от силы тридцать книжек, оказались «Записки штурмана» Марины Расковой. Эта потрепанная книжица увлекла его. Он прочитал в школьной и городской библиотеках все, что можно было найти об авиации и о Расковой, - книги, журнальные статьи… И впервые в жизни написал реферат своими словами. Его работа стала лучшей на школьном конкурсе.

А потом Владимир по просьбе директора школы рассказывал о героической летчице с трибуны местного клуба «Мир» в День Победы. И целый зал фронтовиков внимательно слушал паренька, который так самозабвенно говорил о беспосадочных перелетах Марины Расковой с Полиной Осипенко на маленьком гидросамолете «МБР-2» по маршруту Севастополь – Архангельск, с Валентиной Гризодубовой на «Ант-37» «Родина» по маршруту Москва – Дальний Восток. О том, какой громадный урон нанесли во время войны врагу отважные летчицы женского авиаполка легкомоторных самолетов «У-2», прозванные «ночными ведьмами». О том, как погибла Раскова в 1943 году, будучи уже командиром женского бомбардировочного авиаполка, и как отомстили за ее смерть фашистам летчики, танкисты и артиллеристы. Зал долго и громко аплодировал юному докладчику.

Даже строгий директор школы настолько проникся увлеченностью мальчишки, что разрешил ему пользоваться своей личной библиотекой. А то была настоящая сокровищница – около четырех сотен книг только в разделе приключений и не меньше об авиации! После таких виражей судьбы Владимир уже не сомневался в выборе жизненного пути.

Конкурс в Челябинское авиационное училище штурманов, куда он решил поступать, был пять человек на место. Новиков выдержал все испытания – и «суворовские» условия палаточного городка близ училищного аэродрома, и строжайшую врачебно-летную комиссию, и экзамены – по математике, физике, русскому языку… Он мечтал увидеть мир своими глазами, и специальность выбрал для этого подходящую – «Штурман дальней авиации».

Учился Владимир с удовольствием. Физические нагрузки были для него, закаленного долгими походами с тяжелым рюкзаком по тайге и сплавами по бурным уральским рекам, привычными. Новые знания – необходимыми, как дыхание. А возможность видеть мир с высоты птичьего полета с лихвой окупала трудности курсантской жизни.
Летали в Челябинском училище на «Ли-2» и «Ту-124». Район полетов был обширным и сложным. Он простирался от Каменска-Уральского – на севере до Магнитогорска – на юге, от Кургана – на востоке до Пермской области – на западе. Это преимущественно холмистая местность со множеством похожих друг на друга как две капли воды озер, рек и гор. Но опытные преподаватели научили своих подопечных справляться и с этой, и со многими другими сложностями нелегкой профессии штурмана.

Пришла пора отправиться навстречу самостоятельным полетам. Владимир Новиков уже примерил лейтенантский мундир и готовился убыть в отпуск а потом по распределению – в Белоруссию. Но судьба в лице командования училища переиграла все в считанные последние дни перед отъездом. Хорошие показатели по основным учебным дисциплинам и результатам самолетовождения и боевого применения авиационных средств поражения, отличные оценки на государственных полетах – все это было основанием предложить лейтенанту Новикову должность штурмана-инструктора на учебно-штурманском самолете «Ту-124» в родном училище. Однако Владимиру этот вариант пришелся не по душе. Он мечтал о путешествиях и открытиях, о полетах по всем материкам, морям и океанам. Хотел увидеть весь мир, а ему предлагали всю жизнь летать с курсантами вокруг училищного аэродрома! Свое неудовольствие Новиков высказал командиру роты и штурману эскадрильи.

В этот момент в училище прибыл «покупатель» от пограничников – главный штурман авиации погранвойск полковник Виктор Ткаченко. Был он среднего роста, сухощавый и стройный, очень спокойный. Сочетание его зеленой фуражки с крабом и авиационных петлиц удивило выпускников – о малочисленной пограничной авиации многие из них и не слышали. А на заключительном заседании мандатной комиссии по распределению выпускников начальник училища генерал-майор Бельцов неожиданно сказал:
- Товарищ лейтенант Новиков, поскольку Вы не хотите быть инструктором в родном училище и летать на современных реактивных самолетах, предлагаю Вам служить в авиации пограничных войск. Прямо скажу, летать придется на старой поршневой технике. Выбирайте сами.
- Соглашайтесь, товарищ лейтенант, не пожалеете, - раздался уверенный голос Ткаченко. – Где Вы хотели бы служить? Дальний Восток, Арктика, Средняя Азия, Западный регион – везде за время службы можете побывать… А техника и у нас вскоре будет современная.
- Товарищ генерал, я согласен начать службу в авиации погранвойск! – с радостью отрапортовал Новиков. – И начать с Дальнего Востока.

Направление он получил на Сахалин. Четыре года служил штурманом самолета, а затем звена самолетов 14-й отдельной авиаэскадрильи Пограничных войск в поселке Озерский Сахалинской области. И действительно, поначалу, не раз вспоминая слова начальника училища, летал на стареньком «Ан-2» и видавшем виды «Ил-14».

Маршрут его пролегал вокруг острова, по форме напоминающего рыбу: по правой «клешне» через мыс Анива или по левой «клешне» через мыс Крильон до самого узкого места в районе Взморье – Томари и обратно через траверз Южно-Сахалинска на Озерский. Во время этого пятичасового рейда не раз встречал японских рыболовов в советских территориальных водах или на их кромке. С подобным нарушением был связан и один из первых вылетов по тревоге. В тот день экипаж поднялся в воздух еще до восхода солнца. У мыса Крильон, совершенно не ожидая увидеть пограничников в столь ранний час, спокойно стоял на сетях в 15 километрах от берега японской рыболовный сейнер.

Пограничники едва успели сфотографировать его, когда команда заметила самолет. Матросы забегали по палубе, мощные клубы белесого дыма вздыбились за кормой. Капитан сейнера понимал, что вслед за самолетом прибудет пограничный катер, поэтому рыболовное судно буквально рвануло к японским берегам, удивив скоростью даже видавших виды стражей морской границы. Однако соревнование с ПСКР-205 он проиграл, был задержан и отбуксирован в Корсаков.

Сахалинскими и курильскими маршрутами летал Новиков до 1972 года. Затем пришлось сменить кабину самолета на учебную парту. Решив продолжить обучение по летному профилю, он поступил в Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. А через три года отправился служить за полярный круг.

 

Норвежское судно радиотехнической разведки Марьята в Баренцевом море

Фото 2 - Норвежское судно радиотехнической разведки "Марьята" в Баренцевом море.

Н.Лобода, В Новиков, и В. Бедный на мысе Челюскин, 1974 г.

Фото 3 - Н.Лобода, В Новиков, и В. Бедный на мысе Челюскин, 1974 г.

Вертолетная площадка. Мармоль, апрель 1984 г.

Фото 4 - Вертолетная площадка. Мармоль, апрель 1984 г.

Государственные испытания самолета Ан-72П на Камчатке.

Фото 5 - Государственные испытания самолета «Ан-72П» на Камчатке.

В Афганистане, январь 1984 г.

Фото 6 - В Афганистане, январь 1984 г.

Освоение боевого вертолета МИ-24. Алма-Ата, 1980 г.

Фото 7 - Освоение боевого вертолета «МИ-24». Алма-Ата, 1980 г.

За четыре с половиной года службы в Воркуте штурман Отдельной арктической авиаэскадрильи майор Владимир Новиков проделал большой объем работы по улучшению штурманской подготовки летного состава. За это время не было ни одной потери ориентировки экипажами части на вертолетах «Ми-8», самолетах «Ил-14», «Ан-24» и «Ан-26». Так говорят документы. На деле же Новиков разработал и внедрил в практику систему выполнения полетов от истинного меридиана аэродрома взлета для всех типов самолетов и вертолетов части. Что позволило пограничникам выполнять полеты не только вдоль северной воздушной трассы и побережья арктических морей, но и на острова в глубь Арктики, вплоть до Северного полюса.

В 1976 году в 12-м Тбилисском учебном авиаполку он освоил вертолет «Ми-8». После чего выполнял полеты со всеми вертолетными экипажами на Диксон, Эклипс, Челюскин, Средний, Нагурский. Владимир Новиков добился строительства стационарных посадочных площадок для вертолетов с твердым покрытием на северных заставах, а также оснащения их светотехническим оборудованием, приводными и командными радиостанциями, средствами связи и заправки топливом с аппаратурой его тройной очистки.

В этот период Новиков летал в среднем по 450-500 часов в год на всех типах самолетов и вертолетов части. Пользуясь авторитетом и доверием командиров, он организовал взаимодействие со штабом арктических операций и внес изменения в инструкцию по производству полетов в Арктике, что намного упростило работу летчиков границы в Заполярье. Перегонял вертолеты из Воркуты, Тикси и Черского в капитальный ремонт на заводы в Улан-Удэ и Варфоломеевку, под Владивосток. Участвовал в сотнях полетов по охране 200-мильной экономической зоны в Баренцевом, Карском и Балтийском морях, а также многочисленных поисково-спасательных операциях во всех северных морях от Мурманска до Анадыря. Летал штурманом в составе штатного экипажа в Ленинград и Волгоград, Свердловск, Сыктывкар, Архангельск, Москву.

В части с  каждым штурманом самолета и летчиком-штурманом вертолета, с командирами и правыми летчиками самолетов и вертолетов Новиков лично проводил теоретические занятия, контрольные и тренировочные полеты. Он заставлял молодых штурманов самих готовить материал и читать лекции для летного состава. И эта кропотливая работа принесла свои плоды. Все до единого его ученики, прошедшие тернистую воркутинскую подготовку, выросли в должностях и званиях, стали летчиками и штурманами 1-го класса, командирами и штурманами эскадрилий и полков, инспекторами, заслуженными военными штурманами и главными штурманами авиации погранвойск.

Процесс совершенствования штурманской подготовки эскадрильи не остался незамеченным для руководства авиационного отдела Главного управления погранвойск. Как перспективного офицера Новикова в 1979 году перевели служить в столицу. Было ему на тот момент 32 года.

В Москве Владимира назначили штурманом-инспектором авиационного отдела ГУПВ. Вскоре он доказал свой профессионализм и на этом посту. А в 1982 году был назначен старшим офицером по авиации Оперативной группы ГУПВ. Его главной задачей в этот период стало грамотное и эффективное применение авиации в Афганистане, обобщение боевого опыта. Более 50 раз за восемь лет войны он выезжал на территорию ДРА в 15-20-дневные командировки.

В 1986-м Новиков занял пост старшего инспектора-летчика по боевым вертолетам, старшего штурмана-инспектора авиационного отдела ГУПВ. А в смутные годы перестроечных волнений – 1990-1996 – ему доверили управление авиационной кафедрой Военного института Погранвойск КГБ СССР и Академии ФПС России.

Однако на сложное и противоречивое время заката века в судьбе Владимира Новикова пришелся не только карьерный рост. Он – участник войны в Афганистане и участник вооруженных конфликтов на таджикско-афганской границе и Северном Кавказе. За его плечами – 426 боевых вылетов на вертолетах «Ми-8» и «Ми-24» и участие больше чем в 40 боевых пограничных операциях. Более десятка раз прилетал он на базу на подбитых противником вертолетах, трижды производил вынужденные посадки на территории Афганистана. Свидетельство его ратной службы – ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени и Александра Невского, медали «За отличие в охране государственной границы СССР», «За отвагу» и другие награды.

Впрочем, успеха он добился не только в службе. Его давнее, еще детское, увлечение историей выросло в настоящий талант – исследователя и публициста. На сегодняшний день Владимир Новиков – кандидат военных наук, доктор исторических наук, профессор. Свои научные работы он посвятил службе летчиков границы и действиям пограничной авиации в Афганистане. Из-под его пера вышли три книги по истории авиации пограничных войск и множество статей в пограничных журналах. А литературно-публицистический очерк «Крылья границы» принес автору премию «Золотое перо границы».

В его активе – десятки пока не напечатанных книг и очерков про авиаторов границы и мечта написать серию художественных книг о них.

Как и прежде, на службе, Владимиру Сергеевичу не дают покоя непокоренные высоты. Его по праву считают одним из главных исследователей истории пограничной авиации. Но за событиями этой истории стоят люди, а потому еще одна мечта Новикова – энциклопедия, где никто не будет забыт. Кропотливую работу над подготовкой этого издания Владимир Сергеевич ведет уже несколько лет. И можно не сомневаться в том, что однажды оно увидит свет и станет сенсацией. Ведь добиться меньшего результата Новиков просто не способен.

 

Фото из архива Владимира НОВИКОВА

 

Вернуться на страницу : Главная

Вернуться на страницу : Статьи, очерки

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика