Крылья границы
Страницы истории » Этапы становления авиации

Послевоенные годы развития авиации границы

Приказом МВД СССР от 21 мая 1946 года Управление авиационной бригады Погранвойск МВД СССР было расформировано. Этим же приказом был создан авиационный отдел Погранвойск МВД СССР. Начальником авиационного отдела ГУПВ МВД СССР назначен генерал И.М. Чупров, которого на этой должности вскоре сменил полковник И.М.Сергеев.

В это время на своем вооружении пограничная авиация имела следующие самолеты: Ли-2, С-47, «Зибель», По-2, МБР-2, «Арадо».

Приказом МВД СССР от 18 июня 1948 года в МВД СССР были созданы два органа управления авиацией МВД.

Для управления авиационными подразделениями, непосредственно выполняющими задачи по охране государственной границы, был создан авиационный отдел ГУПВ МВД СССР. Начальником авиационного отдела ГУПВ был назначен генерал-майор Н.М. Сергеев.

Для руководства транспортной авиацией МВД СССР в составе отдела железнодорожных и водных перевозок было создано отделение транспортной авиации, начальником которого был назначен генерал-майор И.М.Чупров. Вся транспортная авиация МВД была сосредоточена в Быкове.

17 октября 1949 года пограничные войска, а вместе с ними и авиация пограничных войск , были переданы из ведения МВД в МГБ СССР.

Весной 1955 го была получена первая партия вертолетов МИ-1. их сразу укомплектовали экипажами, подготовленными в летном центре ВВС, и распределили по частям.

Летный центр авиации погранвойск по переподготовке летно-технического состава был создан в Казахстане. Из ВВС пограничникам выделили хорошего специалиста по вертолетам для работы в аппарате ГУПВ Героя Советского Союза полковника Ивана Васильевича Маслова, который был зачислен в авиаотдел старшим инспектором техники пилотирования на вертолетах.

В 1960 – 1961 годы, в период сокращения Вооруженных сил, сильно пострадала авиация погранвойск: были полностью расформированы авиационные полки в Быкове, Пярну, Львове, Одессе, Хабаровске с передачей самолетов и вертолетов в ВВС, аэродромов и лучших по тем временам авиаремонтных мастерских в Быкове – Гражданскому воздушному флоту, а штабов и авиагородков – Управлению правительственной связи МГБ СССР. Оставшиеся авиационные полки и отдельные эскадрильи были сокращены до малочисленных авиационных отрядов, с передачей их в подчинение начальникам войск пограничных округов.

В 1963 году, начальником авиационной службы, а затем и авиационного отдела ГУПВ КГБ при Совете Министров СССР был назначен Герой Советского Союза генерал-майор А.И. Володин.

Но самую длинную границу в мире нашего государства надо было чем-то охранять. Уже в 1964 – 1965 годах новое руководство погранвойск КГБ СССР неоднократно предлагало разместить одно из авиационных подразделений погранвойск на одном из четырех подмосковных аэродромах, но получало отрицательный ответ. Аналогичная ситуация была и в регионах, где все бывшие гидроаэродромы были заброшены, а освободившиеся сухопутные аэродромы авиации погранвойск были заняты другими авиационными ведомствами. Этот период заметно затормозил послевоенное становление пограничной авиации. Почти 30 лет понадобилось органам государственной безопасности нашей страны для того, чтобы преодолеть отставание пограничной авиации.

Авиационная техника погранвойск на этот мирный, более чем 30-летний послевоенный период, обновилась практически трижды. В 50-х годах основными типами летательных аппаратов в авиации погранвойск были самолеты По-2, Ли-2, «Арадо-196», вертолеты Ми-1, и Ми-4. В 60-е годы в частях практически не стало гидросамолетов МБР-2, самолетов-разведчиков Р-5 и Р-10, бомбардировщиков СБ, транспортных «Зибель», меньше становится самолетов По-2 и Ли-2, им на замену и в дополнение пришли самолеты Ан-2, Ан-24, Як-12 и Ил-14 и вертолет Ми-2. Затем в 70-е годы с поршневых самолетов Ан-2 и Ил-14 летчики пограничники пересели на более надежные и комфортабельные турбовинтовые Ан-24 и Ан-26 и турбореактивные Як-40, с вертолетов Ми-2 и Ми-4 на турбовинтовые двухмоторные, а значит, и более надежные Ми-8 и Ка-25.

В 70-годы кроме выполнения ранее традиционных задач по охране Государственной границы СССР в соответствие с постановлением ЦК КПСС и Указом Президиума Верховного Совета от 10 декабря 1976 года «О временных мерах по сохранению ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к побережью СССР» на пограничные войска были возложены новые задачи по охране 200-мильной экономической зоны СССР. В связи с ростом возлагаемых задач и для выполнения этого постановления были сформированы несколько отдельных авиационных эскадрилий, а несколько отдельных авиационных эскадрилий в отдельные авиационные полки. При штабах пограничных округов были созданы авиационные отделы и авиаотделения. Летный состав на самолетах Ил-14 и Ан-24 освоил полеты по охране 200-мильной морской экономической зоны во всех регионах и морях Советского Союза с удалением от береговой черты до 400 км.

При подготовке статьи, с разрешения автора, была использована
информация из книги Н.Новикова «Крылья границы».

Вернуться на страницу : Главная

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика