Крылья границы

Катастрофа Як-42. Результаты расследования

Катастрофа Як-42: пытаясь поднять машину, командир уперся ногами в педали тормоза

Расследование катастрофы Як-42Д в аэропорту Ярославля, в которой погибла хоккейная команда местного «Локомотива», завершено, и уже на этой неделе могут быть обнародованы его результаты, передает «Интерфакс» со ссылкой на «Коммерсант».

На месте аварии самолета Як-42

Фото 1 - На месте аварии самолета Як-42

«Причиной аварии, очевидно, будут названы ошибочные действия при взлете командира экипажа Андрея Соломенцева. Как было установлено расследованием, на разгоне он непроизвольно притормозил самолет, поставив ступни на педали, а когда стал тянуть на себя штурвал, пытаясь оторвать тяжелую машину от земли, и вовсе уперся в них ногами что было силы», — сообщает издание.

В ходе расследования выяснилось, что торможение на взлете не такое уж редкое явление среди членов экипажей Як-42, переучившихся на новый тип с самолетов Як-40. Но действия летчиков до сих пор оставались без последствий.

На месте аварии самолета Як-42

Фото 2 - На месте аварии самолета Як-42

Получив статистику, МАК, еще не дожидаясь окончания расследования, отправил во все авиакомпании, эксплуатирующие Як-42, телеграммы, в которых потребовал «провести занятия с летным составом по правильному положению ног на педалях на различных этапах полета».

Командир разбившегося самолета Андрей Соломенцев просидел за штурвалом Як-40 более 5 тысяч часов, а второй пилот Игорь Жевелов только что переучился на Як-42. «Оба взлетали, сидя в привычных для себя позах — с ногами на педалях. Созданное кем-то из пилотов легкое притормаживание не привело бы к трагедии, однако, на этот раз экипаж, как говорят специалисты, допустил целую серию роковых ошибок», — отмечает «Коммерсант».

По мнению экспертов, изначально неправильно была рассчитана скорость отрыва передней стойки Як-42Д: вместо 210 км/ч, необходимых при загруженности судна в 54 тонны, командир назвал 190 км/ч.

Кроме того, приводит издание выводы экспертов, уже отправившись в разбег, один из пилотов чуть отодвинул штурвал от себя вместо того, чтобы держать его в нейтральном положении.

Это обстоятельство тоже, в общем-то, не было критичным: отклоненный на пикирование руль высоты и притормаживание пилоты легко компенсировали бы традиционным способом — тягой двигателей и более энергичным отрывом передней стойки. Однако прижатые к бетонке за счет дополнительного пикирующего момента передние колеса вдруг начали вибрировать.

По данным издания, здесь сыграли свою роль еще два уже не зависящих от летчиков фактора — мелкие неровности бетонки и подразбитые амортизационные стойки переднего шасси, усилившие вибрацию.

Как подчеркивает газета, тряска спровоцировала управлявшего машиной командира начать отрыв раньше времени, в результате чего колеса от земли не оторвались. Прекратить взлет и начать экстренное торможение, было единственным верным выходом в этом положении.

Но, как предположили эксперты, подобные действия в случае успешного торможения в пределах полосы могли привести к срыву первого матча на первенство КХЛ, на который летел ярославский «Локомотив» в Минск, штрафным санкциям к «Як Сервису» со стороны руководства команды, а вслед за этим к «разбору полетов» внутри компании. «Так называемое выкатывание за пределы полосы с разрушением машины, которое было вполне вероятно на скорости 185 км/ч, могло иметь и вовсе трагические последствия», — отмечает издание.

Фото 3 - На месте аварии самолета Як-42

В итоге командир Соломенцев продолжил взлет. Самолет оторвался от земли, только когда усилие на штурвал было равно 64 кг, а руль был отклонен на 13 градусов в положение кабрирования. Чтобы обеспечить такое усилие на руках, пилоту пришлось уже не слегка, как на разбеге, а что есть мочи давить ногами на тормозные педали.

Вернуться на страницу : Главная

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика